image1 image2 image3

Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник. Страница 111

Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика. Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов. Главная идея логики - определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики относят:

• формирование системы целей планирования и прогнозирования;

• анализ исходного уровня, т.е. состояния прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития;

• изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом и прогнозном периодах;

• определение имеющихся ресурсов общества и тех, которые могут быть созданы в плановом либо прогнозном периоде;

• согласование ресурсов и потребностей общества и выработку плановых или прогнозных решений.

Несмотря на общность методологических основ, можно выделить методологические принципы и методы планирования и прогнозирования. Это связано с ролью планирования и прогнозирования как форм государственного регулирования. И если планирование (директивное, индикативное, стратегическое) отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, отражает различные пути и способы его развития либо служит основой для принятия планового решения.

5.2. Основные методологические принципы планирования

Основополагающим для государственного планирования является принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей. Он предполагает, что планирование и прогнозирование развития экономики должны исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей народа должно быть исходной позицией для разработки народнохозяйственных планов и прогнозов, ибо экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.

Работа

Studenty_ilarge.jpg

Реклама